Цель курса: получение целостного систематизированного представления о подходе к управлению проектами создания информационных систем и предоставляемых ими сервисов на основе международного стандарта PMBOK (Project Management Body of Knowledge – свод знаний по управлению проектами),
Краткое описание курса: Курс состоит из 3 взаимосвязанных курсов – «Управление проектами в стандарте PMBOK», «Библиотека мирового передового опыта ITIL. Организация предоставления информационно-технических сервисов на основе ITIL», Использование MS PROJECT в управлении структурой работ, сроками и ресурсами проекта
Курс предназначен для: руководителей проектов, администраторов, аналитиков, аудиторов, инженеров, консультантов, менеджеров, экспертов
Необходимая предварительная подготовка: высшее образование
Тематический план (программа курса):
Управление проектами в стандарте PMI-PMBOK
Определение проекта
Что такое ANSI PMI PMBOK GUIDE 2004. Области управления проектами. Объекты управления. Стандарты управления проектами. Основные действующие лица проекта и заинтересованные стороны.
Что нужно знать участнику проекта использующему PMBOK. Экспертные области компетенции участников проекта. Свод знаний по УП. Область специальных приложений. Окружение проекта. Общий менеджмент. Межличностные отношения в проекте. Место PMBOK в системе стандартов управления проектами. Новации PMBOK 2004.
Содержание стандарта PMBOK
Жизненный цикл (ЖЦ) проекта. Основные фазы
Закономерности жизненного цикла проекта. Стоимость и количество персонала. Возможности влияния и стоимость изменений. Ущерб от рисков и возможности управления рисками. ЖЦ проекта и продукта в сопоставлении.
Основные группы процессов, области знаний и целесообразные процессы PMBOK. Таблица процессов в областях знаний УП.
Активность ОГП УП в ЖЦ проекта
Организационная среда проекта. Функциональная организационная структура. Проектная организационная структура. Структура «слабая организационная матрица». Структура «сбалансированная матрица». Структура «сильная матрица».
Управление проектами в различных организационных средах
Полномочия и занятость участников проекта в различных организационных средах
Области знаний управления проектами
Управление интеграцией проекта. Способы инициации проекта. Разработка устава проекта. Предварительное описание содержания проекта. Разработка плана управления проектом. Руководство и управление исполнением проекта. Мониторинг и управление работами проекта. Общее интегрированное управление изменениями. Закрытие проекта.
Управление содержанием проекта. Планирование содержания. Определение содержания. SMART-требования. Создание иерархической структуры работ. Подтверждение содержания.
Управление персоналом проекта. Планирование человеческих ресурсов. Набор команды проекта. Развитие команды. Пирамида мотивации. Управление командой проекта.
Управление коммуникациями проекта. Планирование коммуникаций. Распространение информации. Отчетность по исполнению проекта. Управление участниками проекта.
Управление снабжением проекта. Планирование покупок и приобретений. Типы контрактов. Планирование контрактов. Запрос информации у продавцов. Выбор продавцов. Администрирование контрактов. Закрытие контракта.
Управление временными параметрами проекта. Определение состава операций. Определение взаимосвязи операций. Оценка ресурса операций. Оценка длительности операций. Оценка PERT. Разработка расписания. Управление расписанием. Управление временем руководителя проекта.
Управление стоимостью проекта. Стоимостная оценка плановых операций. Разработка бюджета расходов. Отклонения от бюджета. Управление стоимостью проекта. Оценка стоимостной эффективности результатов. Анализ прогнозирующих показателей.
Управление рисками проекта. Что такое риск? Известные и неизвестные риски. Планирование управления рисками. Идентификация рисков. Качественный анализ рисков. Реестр рисков. Шкалы оценки. Миграция рисков. Количественный анализ рисков. Обобщенные алгоритмы. Дерево решений с различными рисками. Планирование реагирования на риски. Стратегии. Резервы на возможные потери от рисков. Мониторинг и управление рисками.
Управление качеством проекта. Качество проекта. Принципы PMI управления качеством. Планирование качества. Стоимость затрат при управлении качеством. Обеспечение качества.
Библиотека мирового передового опыта ITIL
Предисловие. О доминирующих процессах в ИТ. Что такое ITIL? О «титульных» терминах и терминологии ITIL. Методика изложения учебного материала и его изучения. О языке преподавания методологии ITIL. Фундаментальные ресурсы реконструкции ИТС. Специфические проблемы реконструкции ИТС на основе ITIL. Предпосылки курса.
Введение Цели и объекты изучения. Контекст. Область применения. Предполагаемая аудитория. Структура курса.
Базовая терминология управления ИТС. Система. Интеграция. Декомпозиция. Комплекс. Компонент. Техническая система (ТС). Информационная система (ИС). Информационно-телекоммуникационная система (ИТС). Активная система (АС). Операнд. Операция. Оператор. Процедура. Управление. Административное управление. Информация. Ресурс. ИТ-услуга. ИТ-сервис. ИТ-служба. Иерархия. Модель. Технология. Системный подход. Жизненный цикл.
Системные основы IT и ITIL
Эволюция библиотеки ITIL. Сервисы и качество.
Циклы целесообразных процессов сервисного обслуживания. Зрелость организаций Заказчика и Разработчика сервисов.
Модель типового целесообразного процесса ITIL
Концепции внедрения методологии библиотеки ITIL
Сущности ITIL в сжатом виде
Управление взаимоотношениями с заказчиками сервиса
Организация предоставления информационно-технических сервисов на основе ITIL
Управление Инцидентами – Incident Management. Что необходимо знать при изучении Управления Инцидентами? Почему Управление Инцидентами должно быть изучено в первую очередь? Процесс Управления Инцидентами в общем виде. Жизненный цикл Инцидента. Линии поддержки пользователей. Трансформация Инцидентов, Проблем, Известных ошибок и Запросов на Изменения. Управление обходными путями и способами разрешения Инцидентов. Исследование и обработка Инцидентов. Управление Инцидентами в Service Desk. Определение приоритетов Инцидентов.
Управление Проблемами – Problem Management. Предпосылки изучения процесса Управление Проблемами. Процесс Управления Проблемами в общем виде. Виды деятельности контроля Проблем. Процессы сопоставления Инцидентов. Процесс контроля Известных Ошибок ЖЦ Известной Ошибки на этапах разработки и эксплуатации ИТС. Пример классификации и идентификации при категоризации Проблем/Ошибок.
Управление Конфигурациями – Configuration Management. Управление Конфигурациями в общем виде. Структурная схема компонентов и связей типа «родители-дети». Конфигурационные структуры ЖЦ Релиза в инфраструктуре ИТС. Связи CMDB с процессами управления, взаимодействующими с Configuration Management. Взаимодействие процессов Управления Конфигурациями, Изменениями и Релизами. Атрибуты конфигурационных компонентов CMDB
Управление Изменениями – Change Management. Общее описание процесса Управление Изменениями. Цель процесса Управление Изменениями. Управление Изменениями и Управление Проектами. Процедуры Управления Изменениями. Подход к процедурам управления Стандартными Изменениями. Процедура проведения Срочных Изменений.
Управление Релизами – Release Management. Общее описание процесса Управления Релизами.
Сервисная служба – Service Desk. Общее описание службы Service Desk. Цель сервисной службы Service Desk. Первая линия поддержки пользователей в службе Service Desk. Типы организации сервисной службы Service Desk.
Общее описание процесса Управления Уровнем сервиса. Общее описание процесса Управления Уровнем сервиса. Цель процесса Управления Уровнем сервисов. Отношения с Заказчиком в процессе SLM. Типы Соглашений об уровне сервиса (SLA). Каталог Сервисов – Service Catalog. Мониторинг выполнения SLA.
Управление Мощностями – Capacity Management. Общее описание процесса Capacity Management. Бизнес -процессы и процедуры процесса Управления Мощностями. Потребности бизнеса в Мощностях. Анализ влияния сбоев. Виды деятельности процесса Управления Мощностями. Итеративные виды деятельности процесса Управления Мощностями.
Управление Финансами сервисного обслуживания – Financial Management for IT Services. Общее описание процесса Financial Management for IT Services. Цель процесса Управления Финансами сервисного обслуживания. Цикл ИТ-бюджетирования. Стоимость сервисов для Заказчика. Полная стоимость Сервиса.
Управление Доступностью – Availability Management. Общее описание процесса Availability Management. Цель процесса Управления Доступностью. Поставщики сервисов и персонал обслуживания. Входы и выходы процесса Управления Доступностью. Уровни Доступности сервиса и стоимость сервисов. Наращивание и выполнение требований доступности сервиса. Построение и анализ дерева Отказов. Анализ системных отказов. Жизненный цикл Инцидента и процесс Управления Доступностью. Улучшение методик управления доступностью.
Управление Непрерывностью сервиса – IT Service Continuity Management. Общее описание процесса IT Service Continuity Management. Цель процесса Управление Непрерывностью сервиса. Управление Непрерывностью Бизнеса. Анализ воздействия на бизнес. Оценка рисков. Организационная структура процессов Управления Непрерывностью Бизнеса и ИТ-сервисов.
Использование MS PROJECT в управлении структурой работ, сроками и ресурсами проекта
Управление структурой работ в программной среде
Календарный план проекта
Оформление проектной информации
Настройка изображения ленточной диаграммы
Контроль состояния использования ресурсов проекта
Формирование распределенной системы управления проектами
Управление структурой работ, сроками и ресурсами проекта в среде MS Project
Подготовка к разработке проекта. Формирование списка задач проекта. Структурирование списка задач проекта. Определение длительности задач. Создание вехи. Определение зависимости между задачами. Графический способ определения зависимостей. Определение зависимости с по мощью инструментов. Установка зависимости с помощью таблицы диаграммы Ганта. Ввод и назначение ресурсов проекта. Назначение ресурсов задачам проекта. Оценка стоимости проекта. Оптимизация плана проекта. Просмотр загрузки ресурсов. Критический путь проекта. Сохранение базового плана проекта. Ввод фактических данных в проект. Отслеживание хода реализации проекта. Подготовка отчетов о ходе выполнения проекта. Анализ временных данных. Объединение проектов.
Интерфейс пакета MS Project
Выполнение основных операций в среде MS Project